iLost

Разработка, дизайн, маркетинг, аналитика, психология клиентов
Агентство полного цикла. Влад Мерк и компания
Сделать заказ

Разделы блога

Мысленный спам или Навязчивые мысли

Мысленный спам или Навязчивые мысли

Для начала давайте определимся, что вообще такое навязчивые мысли. Это цикличные размышления, которые не приводят к конструктивному решению проблемы. Их думаешь, думаешь, думаешь, и чувствуешь грусть, тревогу, апатию и безысходность. Обычно они появляются, когда что-то не получилось или получилось не так, как хотелось. Они часто несут в себе критику и самообвинение.

Теория

Приведу примеры тем и мыслей, которые часто становятся навязчивыми.
⁃ «Я так устал(а), я ничего не могу делать»
⁃ «Почему у меня не получается начать что-то делать?»
⁃ «Я не смогу сосредоточиться»
⁃ «За что мне это всё?»
⁃ «Почему у других нет таких проблем?»
⁃ «Почему у меня не получается?»
⁃ Воспоминания о всех своих недостатках, неудачах и ошибках
⁃ «Я так злюсь на себя за это»
⁃ «Мне так одиноко»

Самая главная ошибка, которую мы допускаем, когда начинаем погружаться в эти мысли, — думаем, что они помогают. На самом деле нет. В них нет никакой пользы, они только усиливают ощущение беспомощности.

На самом деле такие мысли — это когнитивный спам. Мы привыкли к тому, что если мысли возникают в голове, значит, это что-то важное. Моё, родное. Мы на них фокусируемся, и в итоге вязнем в них ещё больше. С навязчивыми мыслями нужен другой подход. Спросить себя: «Эта мысль помогает мне найти решение? Ведет к чему-то новому?» Нет? Отмечаем ее как спам. Снижаем ее значимость. Она не уйдет сразу, нужно изменить к ней своё отношение.

Возможно, у вас появилась мысль «Нет, ну подожди, они мне помогают!» Если вы начали думать о чем-то, поанализировали немного, нашли решение и успокоились — верю! Но чаще с навязчивыми мыслями бывает не так. Объясню почему.

Наше мышление можно описать как движение внутри 4 уровней:

Рефлексивный (я думаю о том, что случилось, что привело к неудаче)

Личностный (я думаю о том, какой я в связи с этой ситуацией)

Операциональный (вспоминаю, что я уже делал)

Предметный (что я еще могу сделать?)

Когда нас настигают навязчивые мысли, мы застреваем на каком-то уровне. Например, допустили ошибку в презентации для клиента. Кусаем локти, думаем: «Боже, ну я и дурак, как я мог(ла) это не заметить». И бесконечно гоняем эти мысли. Оп, мы в ловушке, застряли на рефлексивном и личностном уровнях. И не можем продвинуться дальше. Решения нет, есть только самокопание.

Что можно сделать, чтобы дойти до продуктивного предметного уровня? Снизить значимость этих мыслей и изменить убеждения на личностном уровне: «Да, я мог ошибиться, и это нормально. Я человек, который имеет право на ошибку, это не делает меня хуже. Что я делал в таких ситуациях раньше и как я могу исправить это?»

Шаги вглубь размышлений должны служить для шагов вперёд.

Более подробно про выход из зацикливающихся мыслей я расскажу позже.

Какие мысли появились?

Практика

Первое. Начнём с принятия. Да, навязчивые мысли могут появляться. Они появляются у всех людей время от времени. Они не уйдут просто так. Заставить себя не думать о чём-то — нереалистично, поэтому когда они появляются, важно их отметить и посмотреть на них со стороны. «О, снова эти мысли, окей». И двигаться дальше.

Второе. Чтобы с чем-то справиться, надо для начала в этом разобраться. Я предлагаю выполнить такое упражнение: завести «дневник навязчивых мыслей». Каждый раз, когда они появляются, важно отметить и записать:
🔹Тема этих мыслей (ошибка на работе, мысли о моем самочувствии и т.д.), как будто мы ставим на них тег (ключевое слово);
🔹Была ли ситуация-триггер? Какая?
🔹На каком уровне я застреваю (детали ситуации; какой я в этой ситуации; что я делал и это не сработало)
🔹Что я делал(а) в тот момент, когда мысли начались? Насколько я был погружен в это дело?

Это поможет больше узнать о содержании этих мыслей, осознать их — первых шаг на пути к освобождению.

Третье. Развиваем эмпатию. Если бы в такой ситуации оказался мой друг, думал бы я о нём так же? Что бы я ему сказал(а)? Относился бы я к нему так же, как к себе сейчас?

Четвёртое. Понять функции этих мыслей. Часто зацикливание на негативных мыслях — это стратегия избегания. И здесь важно понять, от чего же я бегу в реальности с помощью них? От риска провала, от критики и наказания со стороны других, от каких-то нежелательных чувств или состояний?
Нашли? Теперь нужно сделать шаг дальше: какие у меня есть возможности вместо зацикливания на мыслях? Что можно сделать?

Еще несколько штук, которые можно сделать в моменте, когда мысли затянули:
1) Найти в ситуации что-то смешное. Юмор помогает дистанцироваться и взглянуть под другим углом
2) Громко сказать «Стоп!» Это может разорвать цикл
3) Визуализировать в воображении, как вы собираете эти мысли и выбрасываете в мусорную корзину. Упражнение не для всех, но может помочь и привычный цикл разрушить, и снизить значимость
4) Переключиться в здесь и сейчас. Это про осознанность, но там на отдельный пост.
И помните: вы — это не ваши мысли. Вы намного больше и сильнее

С уважением,
ваш психолог Влад Мерк.

0
0
спам, мысли, навязчивость

Комментарии


Ваше имя:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:

Другие заметки

Чем плохи родственники и знакомые на работе

— Не проходят «естественный» отбор, которым сопровождается любой карьерный рост.

— Чаще всего не квалифицированы для той работы, куда их нанимают.

— Практически всегда не заинтересованы в переменах. Им важно сохранять статус-кво.

— Не имеют достаточной мотивации для эффективной работы.

— Отрицательно влияют на кадровый состав компании, так как амбициозные и высокопрофессиональные сотрудники понимают, что карьерный рост здесь невозможен.

— Смешивают личные отношения и рабочие, в результате, руководитель постоянно ощущает чувство вины и перед сотрудниками, и перед родными. Ему не совсем удобно перед наемными сотрудниками, так как его родственники (или знакомые) — это всегда некоторая обуза, определенные преференции. Он прекрасно понимает, что в его компании люди с низкой квалификацией занимают ключевые должности, в итоге значительная часть их работы оказывается на плечах подчиненных и т.д. Одновременно руководитель часто ощущает вину и перед родственниками (или знакомыми), так как они не стесняются высказывать обиды даже в ответ на справедливые замечания по работе. Отношения рабочие и личные смешиваются, и здесь также ситуация складывается не самая приятная для руководителя.

— Слово директора для них не закон. Не получится отдавать приказы и распоряжения.

— Если родственник (или знакомый) устроен не как сотрудник, а как партнер — забудьте о развитии... и прибыли.


Что можно посоветовать руководителю? Если вы по той или иной причине все же окружаете себя в бизнесе родными и друзьями, помните о возможных недостатках такого решения и постарайтесь заранее продумать, каким образом вы будете решать возможные проблемы. А еще лучше нанимайте людей на работу на основании их профессионализма, и только потом учитывайте какие-то личные отношения.

Сторонним специалистам (бизнес-консультантам, программистам, внедренцам того или иного ПО, веб-мастерам и т.д.) я советую помнить об особенностях компаний, где руководителя окружают сотрудники-родственники. Конечно, работать с такими организациями бывает сложнее, чем с компаниями, где все отношения исключительно профессиональные. Но это не повод отказываться от сотрудничества, просто не забывайте мои советы и действуйте осторожно.

​Психологи — это ассенизаторы

Специальностей полно и они подчас противоположные. Если, к примеру, психологу-криминалисту требуется понять — врет ли человек, то психологу-психоаналитику напротив — ему говорят ту правду, которую знают, а они ищут ту, которую человек еще не знает о себе.
Кроме того существует производственная психология, детская, профориентационная, астрологическая (ненаучная), медицинская и т.д.

Если психолог называет вас «больным» (а не клиентом) или спрашивает «На что жалуетесь?» (а не «Что необходимо достичь в результате терапии?») — велика вероятность, что такой психолог вам не поможет. Он, как «доктор», переложит ответственность на себя или на ваших родных, будет очень долго слушать ваши жалобы, посочувствует вам, поставит «диагноз», изложит свой план действий по исцелению, будет регулярно приглашать вас с визитами, иногда звонить домой, чтобы узнать о самочувствии, а когда вы поймете, что не удается справиться с проблемой — перейдет к другим методам «лечения» или предложит обратиться к другому психологу (от которого обычно сам получает «больных»).

© 1999—2024, Влад Мерк

Мои Телеграм-каналы:

💎 Дизайн сайтов: Инновации и тренды
💎 Свежие фишки программирования и разметки (HTML, CSS, PHP, JS)
💎 Всё про искусственный интеллект
💎 Развитие, деньги и бизнес
Интересно – подписывайтесь.
Сайт работает на CMS «Движок»

Задайте вопрос
или пришлите задание для расчета стоимости
или расскажите о вашей ситуации

А можно сразу написать на почту merkvlad@gmail.com
или в Telegram, WhatsApp, Viber.

Ваше имя:

Телефон и предпочитаемый мессенджер:

Вкратце о вашей проблеме или тех.задании: